Меню

Развиваем детскую память

Развиваем детскую память

Как известно, хорошая память — залог прочно усвоенных знаний, отличной успеваемости в школьные годы и вероятность успешной карьеры в зрелости. Как развить у ребенка способность к запоминанию, чтобы оказать ему настоящую, а не медвежью услугу?

У каждого возраста есть свои особенности.

Ученые доказали: запечатление сигналов окружающие среды у человека происходят еще в утробе матери! На последнем месяце беременности мамы у ожидаемого малыша работают все органы чувств: осязание, обоняние, слух, вкус.

Наименее информативный из них — зрение. Будущий ребенок может улавливать разве что рассеянный свет, когда вынашивающая его женщина перемещается из тенистого места на яркое солнце.

До рождения у ребенка формируется глубинная память — то, что мы не можем осознать, но при этом отлично усваиваем нервной системой.

Это объясняет многие моменты, которые прежде находились за гранью понятного. Например, почему малышей убаюкивает колыбельная с обилием шипящих, а взрослых успокаивает плеск волны, звуки подносимой к уху морской раковины?

В утробе мамы человек не находится в состоянии абсолютной тишины, а слышит так называемый белый шум, создаваемый внутренними органами женщины.

В утробе

Новейшие исследования дают много соблазнов уже в период беременности развивать память ожидаемого ребенка. Лучшее, что можно сделать для него в это время, — оставаться самой собой и получать положительные эмоции. Существует гуморальная связь между мамой и ее будущим малышом.

Будущий ребенок находится в околоплодных водах. А вода, как известно, сильно проводит звук. Такая «дискотека» превращается в грохот и может негативно сказаться на развитии слуха ожидаемого младенца.

Не имеет смысла и учить его иностранным языкам. Любой звук извне будущий ребенок воспринимает как фоновый — и слов практически не различает. По этой же причине малоэффективно «зачитывать животику» сказки.

В колыбели

В колыбели

Мир для новорожденного — хаос. Малыш не способен предсказать, что с ним произойдет в следующую секунду, поскольку он ничего не знает о том «ареале», в котором оказался. В первые месяцы жизни задача ребенка — создать определенные представления об окружающей среде, построенные на запоминании тех ли иных событий.

Нужно прежде всего — обеспечить малыша постоянством. Ребенок запоминает цепочку действий, когда за ним ухаживают. Например, его берут на руки, поворачивают, качают. И спустя некоторое время он способен предсказать, что с ним произойдет далее, когда, например, к нему протянут ладони.

Так у него формируется система памяти. Стоит соблюдать эту последовательность. И самое главное, сделать так, чтобы за новорожденным ухаживал один человек. В идеале — это мама.

Стоит ли говорить с ним ради того, чтобы он осваивал родной язык?

Пока психологи не установили, с какого времени маленький человек начинает понимать речь. Условно считается, что языковой этап стартует гораздо позже — приблизительно к двум годам, когда малыш начинает говорить фразами. По версии французского психоаналитика Франсуазы Дальто, человек с самого рождения — языковое существо.

Все сложные и травмирующие ситуации, с ним нужно проговаривать. Это предположение еще и не доказано, и не опровергнуто. Но, по мнению нашего консультанта, диалог с новорожденным принесет только пользу.

  • Во-первых, он поможет самой маме — ребенок почувствует, что улучшилось ее настроение и будет себя ощущать более защищенным.
  • А во-вторых, если предположение Дальто имеет рациональное зерно, и малыш поймет хотя бы 10% сказанного — это пойдет ему во благо.

Игрушкой для ребенка может быть нечто, в сознании взрослых забавой вовсе не являющееся. Это и луч света, попавший на занавеску, и картинка на стене, и пестрая вазочка.

Стоит сохранять окружающую обстановку, не меняя ее. Малыш открывает глаза, видит предмет, останавливает на нем взгляд. На следующий день ситуация повторяется. Через какое-то время уже будет сам искать его взглядом!

Ошибка родителей — поддавшись советам некоторых экспериментаторов, окружать малыша ежедневно чем-то новым. Это внесет беспорядок в мироощущение малыша и нарушит у него становление системы памяти.

До школы

Конечно, каждый год для маленького ребенка — это целая эпоха. Но между малышами от одного до семи лет есть одно общее: воспринимать абстрактную информацию мозг ребенка полностью готов приблизительно к семи годам. Задача дошкольника — накопить фактический материал.

Ребенку нужно увидеть как можно больше птичек, собачек, потрогать как можно больше поверхностей. Это необходимо для того, чтобы у него сформировались так называемые инвариантные представления об окружающем мире.

Ребенок, у которого такие инвариантные образы сформированы, может читать эти абстрактные символы и представлять, о чем речь. Поэтому развитие памяти всех детей до семи лет основывается на потребности познавать конкретные образы мира.

Нужно непосредственное общение с ребенком, прогулки с рассказами о происходящем вокруг, чтение ему сказок, раскрытие творческого потенциала наследника — рисование, лепка из пластилина. С малышами от трех лет для тренировки памяти полезно разучивать стихи.

Немаловажное значение имеют игрушки и игры. Хороший вариант — если это будет постоянный набор игрушек, к которому ребенок привыкнет и запомнит, как с ним играть.

Полезно и соблюдать режим: чтобы с ребенком в одно и то же время гуляли или читали книжку. Малыш будет лучше чувствовать время. Это более поспособствует дальнейшему становлению системы «память-предсказание», нежели у ребенка, живущего в полном хаосе.

Не нужно форсировать события. Не стоит отдавать 1-2-летнего ребенка в группу раннего развития, где уже учат читать и писать. Малыш, конечно, сможет заучить буквы и цифры, но это запоминание будет механическим и вряд ли закрепится в его сознании. Знание букв в таком возрасте, скорее, удовлетворит тщеславие родителей, но не про стимулирует память.

Такой штурм способен нанести вред: ребенок недоберет фактического материала, а это в дальнейшем может сказаться на его интеллектуальном развитии. Что касается детей постарше, здесь стоит ориентироваться на желание ребенка.

Если 4-5-летний малыш сам проявит интерес к буквам и цифрам, можно его учить. Но в легкой игровой форме и без ориентации на результат.

Ученики

Ученик

Приблизительно с семи лет у ребенка полностью сформированы мозговые центры, отвечающие за восприятие абстракций, и включается логика. Как ни странно, но когда мозг ребенка готов воспринимать абстрактные символы, родители резко меняют тактику и стараются оградить свое чадо от лишней, по их мнению, нагрузки.

Не считают нужным, чтобы наследник учил наизусть стихи. А ведь именно стихотворения — превосходный тренажер памяти. Правильно — «разбудить» у ребенка желание учить тексты, цифры, таблицу умножения. Желательно показать ему мотивацию. Например, «будешь много учить — много узнаешь — поступишь в вуз — будешь успешным».

Отсутствие мотивации к знаниям психологи считают основной причиной того, что современные школьники не желают усваивать новый материал. Стоит прививать ребенку любовь к другому непопулярному нынче виду занятий — чтению.

«Живое» чтение рассказов и романов — универсальное средство для развития памяти. Важно, чтобы ребенок не только читал, но и пересказывал текст. Следует проследить, как работает зрительная, слуховая, двигательная память.

Для успешной учебы и вообще адаптации в этом мире важнее, чтобы между ними был баланс. Если ребенок лучше воспринимает слуховую информацию, нежели зрительную, стоит делать с ним особые упражнение на развитие «ослабленной» памяти.

Можно обратиться за помощью к специалисту. И, конечно, следует играть в соответствующие возрасту развивающие игры, делать с ребенком особые упражнения для стимуляции памяти, при необходимости — записать на курсы эйдетики.

Не нужно ограничивать школьника шпаргалками в виде линеек, тетрадок с формулами. А вот ограничить его доступ к Интернету следует. Легкодоступность информации «задушит» мотивацию к запоминанию чего-либо. Сначала нужно выработать у него интерес к получению знаний, а затем уже приобщать его к таинствам.

Переходный возраст

Переходный возраст

Существенное отличие отроков от младших школьников: они становятся более самостоятельными и вырабатывают свою систему запоминания. Они могут управлять вниманием и концентрировать его на том, что им действительно интересно.

Восприятие информации делает переход от механического к осознанному. Память подростков становится более осмысленной. По сути, в период примерно с 13 до 16 лет у «гадких утят» формируется вполне «взрослая» память.

Нужно продолжать курс на запоминание наследником формул, стихов и теорем. Также обращать внимание на его эмоциональное и физическое самочувствие. Гормональная перестройка сама по себе не тормозит память. Однако такие метаморфозы с телом для подрастающей личности — стресс.

Эти встряски нередко приводят к пресловутой порчи характера у отроков. По этой причине у некоторых подростков может возникнуть рассеянность. Можно делать специальные упражнения, способствующие концентрации внимания на всем. И, конечно, поддерживать с ним эмоциональный контакт — важный для ребенка в любом возрасте.

Не нужно ограничивать его самостоятельность, заставлять, угрожать. Такое поведение вызовет ответную реакцию протеста — у подростка пропадет мотивация к получению знаний. Атмосфера любви и гармонии — и возникшие трудности вполне реально преодолеть.

За партой

Многие заболевания снижают память и могут в целом отрицательно сказаться на интеллектуальном развитии. Необходимо следить за здоровьем ребенка в любом возрасте. И при необходимости снизить нагрузку, ведь к возникновению таких болезней нередко приводит перегрузка в учебе.

Внимание, шестилетки! Примета времени — сажать ребенка за парту в шесть лет. Психологи возражают против этого. И не только с точки зрения развития памяти. Конечно, все дети разные. Есть малыши, уже и в пять лет готовые воспринимать абстрактную информацию. Готовность к школе определяется и другими параметрами — например, насколько ребенок может слушать учителя.

Если отдать дитя в школу раньше времени, это приведет к появлению психологических комплексов. Также он недоберет нужный ему запас конкретных впечатлений – и в дальнейшем это отразится на его способности запоминать.

Особенно осторожно в первый класс нужно отдавать детей, которые только подошли к шестилетнему рубежу. Если тестирование показало: сын или дочь к школе не готовы, не стоит заставлять его в срочном порядке осваивать недостающий материал. Правильно дать ему год — необходимый для его нормального развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *